Узнаем, как это было. В этом материале редакция SneakerGeek рассмотрит самые важные модели в истории Nike Air.

 

 

Начало.

Технология Nike Air была изобретена инженером NASA Фрэнком Руди. В середине 70-х годов он обратился в компанию Nike, предложив им свою разработку – полиуретановую емкость с воздухом, которая вкладывалась в подошву и давала амортизирующий эффект. Изобретение не произвело должного впечатления на руководство фирмы и Фрэнку отказали. Отказали ему и во всех других компаниях, в которые обращался. Спустя некоторое время отчаявшийся Руди вернулся в Nike и в этот раз был более настойчив, добившись, наконец, того, чтобы его идее уделили должное внимание. После долгих проб и ошибок концепция Руди нашла свое применение в модели Air Tailwind. В 1978 году Nike произвели революцию в мире бега, выпустив Air Tailwind — первые в мире кроссовки с воздушной подушкой в качестве амортизатора, тем самым дав индустрии бега мощный толчок вперед. Но настоящий переворот случился спустя декаду, когда за дизайн спортивной обуви взялся Тинкер Хэтфилд.
Оказавшись в Париже, Хетфилд пошел смотреть на здание Центра Жоржа Помпиду, которое словно обнажает свой внутренний мир. Сквозь окна можно было разглядеть все, что происходило внутри, а несущие конструкции украшали фасад. Яркие цвета завораживали. Вскоре после этого Тинкер проделал окошки в подошве Air Max 1.

aO0zCEl44tY))

Nike Air Max 1

r3nJlifLW3Y))

Это первые в мире кроссовки для бега с видимым воздухом в подошве, которые наглядно показали, как работает технология амортизации Air, представленная Nike в 1978 году. Несмотря на то что технология Air была официально представлена в 1978 году, до 1987 года и релиза Nike Air Max 1 она не производила особого впечатления ни на атлетов, ни на других людей. Но компания верила в технологию и старалась её развивать.
Капсулу с воздухом стало видно благодаря специальному «окну», расположенному в подошве кроссовка в области пятки. Когда кроссовки Nike Air Max увидели свет, они произвели фурор. В период с июня 1987-го по май 1988-го было продано более миллиона пар. Кроссовки моментально стали классикой спортивного и промышленного дизайна, а также определили развитие технологии видимого воздуха на последующие 28 лет и изменили беговую индустрию.

«Мы интересовались у людей, что же они думают о технологии Air, и получали совершенно разные отзывы. Многие и не знали, что сказать, так как они не могли увидеть, как технология работает. Воздушная капсула была интегрирована в кроссовок, но была абсолютно закрыта для глаз. Прорыв случился именно тогда, когда были выпущены Nike Air Max с видимым воздухом» — Марк Паркер, президент Nike

Технология подробно объяснялась в масштабной рекламной кампании. В телевизионном рекламном ролике Nike Air Max звучала песня Прошло 28 лет — это до сих пор единственный случай, когда трек легендарной ливерпульской группы был использован на телевидении в коммерческой рекламе.

Nike Air Max 90

jpyh3-lANDU))

Спустя 3 года после выхода первой модели с видимой подушкой Air, Nike представили новую — Air Max III. В 2000 году, после юбилейного переиздания, эта модель приобрела привычное теперь название Air Max 90 по году выпуска.
Тинкер не стал шокировать потребителя чем-то безумно новым. Вдохновением для модели послужил все тот же центр Жоржа Помпиду, но уже в контексте цвета и деталей. Архитектурное образование дизайнера проявляется в этой модели сильнее всех остальных беговых проектов: рамка вокруг подушки и детали, похожие на окна, контрастная яркая гамма, утончающаяся к носу кроссовка черная кожаная вставка, кричащая с полки, что этот кроссовок обозначает «скорость». Красная рамка на подошве оригинальной модели подчеркивает увеличенный размер подушки Air. Немаловажным внешним отличием от предыдущих моделей стало то, что высота подошвы увеличилась для создания дополнительной амортизации. В шнуровке этой модели впервые появились вставки multi-lace, позволяющие шнуровать кроссовки по-разному, в зависимости от особенностей подъема и толщины подъема стопы бегуна.

Основная задача Тинкера Хэтфилда во время работы над этой моделью — подчеркнуть подушку и сделать ее более заметной. К кроссовку добавились необычные пластиковые детали, которых, к слову, можно насчитать всего семь.
Дополнительный акцент на боковых сторонах подошвы, а также оригинальное цветовое решение в бело-черно-серой гамме вместе с инфракрасным были специально выбраны для того, чтобы придать визуальный объем толщине единственной воздушной подушки — в этой модели она стала ещё больше, благодаря чему за Air Max 90 было закреплено неофициальное имя – «Big Window».

«Бегуны — консервативные люди. Они не очень любят, чтобы их обувь слишком часто менялась, особенно если с ней все в порядке» — Тинкер Хэтфилд, дизайнер Nike

Агрессивный силуэт и контрастная цветовая гамма привлекли к кроссовку массовое внимание. C появлением Air Max 90 начался массовый выход беговых кроссовок на улицу — эта модель становится очень популярной среди молодежных субкультур Европы, в то время как американская субкультурная молодежь в своем большинстве предпочитает баскетбольные кроссовки, в том числе и очень популярные Nike Air Force 1.

Nike Air Max 1991 (180)

fg1AnXDvneA))

Более 12 лет компания создавала кроссовки с воздушной подушкой для достижения максимального комфорта атлетов и ажиотажа на полках спортивных магазинов. Воздушный баллон был видим, но настолько большим и заметным он стал только в 1991 году вместе с выходом беговых Air 180.

Над этой моделью работали одновременно два легендарных дизайнера Nike, каждый из которых на тот момент не просто обладал выдающейся репутацией. По сути, именно Тинкер Хэтфилд и Брюс Килгор сделали Nike звучным именем в мире спорта. В результате экспериментов над системой Nike Air появляется модель Air Max 180 — первые в мире кроссовки с обзорной воздушной капсулой в 180 градусов, которая к тому же являлась была продолжением подошвы со своим уникальным узором протектора. Кроссовки обладали ещё большей амортизацией при меньшем весе и беспрецедентным уровнем защиты от ударной нагрузки. Но самое главное — эта разработка задала направление развитию инноваций Air Max на последующие два десятилетия.

Новая воздушная подушка не была привычным баллоном, замурованным в подошву кроссовка между стелькой и подметкой — она стала полноценной частью подошвы которая соприкасалась с землей. Система Air Max была достаточно жесткой и износостойкой, чтобы стать полноценной частью подметки. Помимо технических свойств — амортизации и поддержки, новая подушка идеально подходила для того, чтобы сделать ее видимой на 180 градусов. Для этого дизайнеры использовали прозрачную «кристальную» резину. Возможно, это не звучит как прорыв в дизайне и технологии, но создание самого материала Air 180 стало огромным шагом к дальнейшим инновациям. Дизайнеры не стали перегружать силуэт лишними деталями, используя неопрен и легкую замшу в чистых, светлых, канонических цветах беговой обуви того времени. Все внимание было сфокусировано на заднике, баллон Air выделили ярким ультракрасным цветом на подошве, расфокусировали внимание светлой полосой, обрамили яркой пластиковой деталью пятку и увенчали синим логотипом. Именно такой предстала оригинальная пара Air Max 180 в расцветке ультрамарин.

Помимо классических журнальных разворотов с изображением кроссовок и описанием их преимуществ, Nike пошли дальше и пригласили художников из пяти разных стран сделать свои версии постеров, посвященных новым Air Max. Самым известным автором стал Ральф Стедман, представлявший Великобританию. Помимо него в кампании поучаствовали Такенобу Игараси (Япония), Чарльз Андерсон (США) и другие. Но и этого было мало. В телевизионной кампании появился режиссер Дэвид Кроненберг с инопланетной фантастический историей, экранизацией которой занимались Industrial Light & Magic, более известные как LucasArts.

Еще один интересный факт: игроки сборной США были замечены в расцветке AM 180 «Concord» во время Летних Олимпийских Игр в Барселоне 1992 года. Особую популярность кроссовкам помогает получить и легендарный Майкл Джордан, оказавшийся среди игроков. А баскетболист Чарльз Баркли, также игрок сборной, отыграл весь турнир в баскетбольной модели Air Force с технологией Air 180.

Nike Air Max 1993

JVdKjzFtDeM))

Эта модель стала одной из любимых у ее создателя — Тинкер Хэтфилд называет ее «классическим дизайном». Она стала «гимном» технологии Air с точки зрения дизайна — еще более увеличенная воздушная подушка, расширенная во всю область пятки на 270 градусов, также была сделана видимой и впервые цветной (первый использованный цвет после классического белого — голубой). Сделать подушку видимой именно на 270 градусов позволила новая технология формовки, позаимствованная у «выдуваемых» форм пластиковых бутылок. Помимо того, что кроссовки стали обеспечивать стопе улучшенную амортизацию благодаря масштабной и увеличенной подушке, имитирующей пузыри, интересным отличием этой модели от предыдущих стал дизайн, созданный под влиянием Air Huarache, который также использовал систему «внутреннего носка» из неопрена внутри корпуса кроссовка и помог укрепить пяточную область стопы.

Nike Air Max 1995

pEhAmJMsE70))

Кроссовки Nike Air Max 95 стали очередным революционным и очень смелым решением в индустрии спортивной обуви, нарушающим традиции абсолютно во всём. Концепция и дизайн были разработаны Серджио Лозано, который вдохновился анатомией человеческого тела. Это первые кроссовки «органической» формы: структурированная система шнуровки и петли — это ребра, боковые детали — это мышцы, задняя часть пятки и подошва — это позвоночник, сетка — это имитация кожи.

«В первый раз, когда я работал над 95-ми, это было невероятно круто!», – вспоминает Лозано.

«В то время я не работал над дизайном беговой обуви, но меня попросили взяться за этот проект, поскольку у команды было желание рискнуть и привлечь молодого и наивного дизайнера, чтобы я попытался создать что-то совершенно новое, со взглядом в будущее».
Подошва кроссовок снова была усовершенствована. Теперь видимая воздушная подушка находилась не только в области пятки, но и в носовой части стопы, что обеспечивало ещё больший комфорт и устойчивость во время бега. Air Max 95 стали первыми кроссовками, подошва которых приобрела черный цвет, тем самым став логическим продолжением дизайна верхней части.

Nike Air Max 1997

wTNmD34C2CU))

Это первая модель в семействе Air Max, в которой использовалась система видимого воздуха по всей стопе без ограничений и в которой она стала обозримой со всех сторон. Air Max 97 также известны упрочненной конструкцией тканевого верха, а три динамичные линии в виде светоотражающих полосок и общий футуристический дизайн символизируют японский высокоскоростной пассажирский поезд — «синкансэн». Это единственные кроссовки Air Max, в дизайне верха которых использовалась металлическая сетка. Первоначальная серебряно-металлическая цветовая гамма стала самой популярной расцветкой. Вероятно, из-за своего футуристического дизайна на пике развития рейв-культуры эта модель получила особое внимание со стороны фанатов электронной музыки, преимущественно в европейских странах.

Nike Air Max Plus

inH91ZrQOks))

Nike Air Max Plus были изданы в нескольких ярких цветовых решениях осенью 1998 года, их дизайн был эксклюзивно разработан для сети магазинов кроссовок Foot Locker. Модель вышла ограниченным тиражом и приобрела большую популярность в Великобритании и во Франции.

Nike Air Max 2006 (360)

ZpnkQ0dtU3s))

Основной идеей Air Max 360 было полное удаление пены из подошвы кроссовка, ведь, как известно, пена со временем сминается и выходит из строя, а Air никогда не теряет амортизационных качеств. Air Max 360 стали единственными кроссовками Air Max, воздух в подошве которых был зафиксирован в термоформированной конструкции — своеобразной клетке, что до этого было частично возможно только в системе Zoom Air. Так цель предыдущих 20 лет — максимизация объема воздуха — была впервые достигнута в модели 2006 года. Разработать дизайн кроссовок предложили молодому и амбициозному дизайнеру Мартину Лотти. Во время работы над Air Max 360 он хотел создать модель, дизайн которой объединит в себе все ключевые модели предыдущих лет, всю суть линейки. Отсюда в оригинальных кроссовках появилась ярко-красная контрастная полоса, пришедшая из самой первой модели линейки, градиентный переход из модели 1995 года и минимализм, присущий модели 2003-го. Если приглядеться к заднику кроссовка, то на выдающемся элементе, своего рода спойлере, можно заметить монограмму в виде буквы O из 16 точек и двух линий в центре, образующих римскую цифру II. Это не случайность: так Мартин посвятил эту модель своему недавно родившемуся сыну Оуэну, который появился на свет 16 февраля.

Nike Air Max 2015

t3U_3Ne1NyI))

Цветовое решение кроссовок обусловлено технологическими особенностями: градиентный переход в подошве обозначает более мягкую пену и дополнительную амортизацию в передней части стопы. Перевернутый Swoosh позволяет вынести нити поддержки Dynamic Flywire на внешнюю часть кроссовка. Это первые кроссовки из линейки Air Max, в которых полностью применена специальная технология изготовления верха Engineered Mesh  («технологичная сетка»), впервые появившаяся в 2013 году. Она позволяет добиться достаточно плотного плетения для поддержки, но при этом достаточно разряженного для вентиляции ног бегунов. Обновленная подошва Max Air имеет трубчатую конструкцию и дополняется глубокими прорезями для максимальной гибкости. Air Max 2015 — самые гибкие кроссовки линейки. Ультрамягкий материал Cushlon создает первичную амортизацию. Вафельная подошва обеспечивает надежное сцепление и относит дизайн к самой первой инновации, придуманной Биллом Бауэрманом, с которой началась история Nike. Внутри кроссовок Air Max 2015 находится мягкий материал для защиты от натирания, а снаружи на задник кроссовка вынесен специальный пластиковый элемент для лучшей фиксации пятки.

Вот такой была история технологии видимого воздуха. Редакция SneakerGeek уверена, что в будущем Nike добавит в эту историю ещё много глав, а вы, дорогие наши читатели, будете узнавать о них на нашем сайте.